На днях "Челси" выставил на трансфер Андрея Шевченко. Просто так и со вкусом. Жена Андрея и по совместительству американская модель Кристен Пазик, по слухам, настаивает на том, чтобы украинский футболист переехал в один из клубов американской MLS.
В последние полгода Шевченко выходил на поле в форме "Челси" всего несколько раз, раньше это случалось немногим чаще. Человеку, между прочим, уже 31 год. Предпенсионный возраст, по нынешним меркам, для нападающих.
Май 2003 года. Роскошный и уверенный в себе Шевченко забивает решающий послематчевый пенальти роскошному и не менее уверенному Буффону и приносит "Милану" победу над "Ювентусом" в финале Лиги чемпионов. К 2005-му Андрей окончательно превратился в культовую фигуру для молодых "россонери" и подошёл вплотную к таким величинам, как Мальдини и Барези, что, правда, не помогло ему забить ещё один важный пенальти в другом финале ЛЧ с "Ливерпулем".
Потом его купил Абрамович в "Челси". Купил как мегазвезду, сформировавшегося лидера и символ побед. Сейчас, спустя всего лишь полтора года, его продают как заштатного футболиста средних лет. Обладателя "Золотого мяча"-2004…
Раньше я думал, что такое случается только в фильмах или дешёвых детективных романах. Потом увидел это на примере Ривалдо, очень любимого мною футболиста с восхитительным видением поля. Но только в случае с Шевченко столь крутой зигзаг судьбы поразил меня так сильно и живо, ведь судьба этого футболиста прошла перед моими глазами, а самого его я воспринимал как парня с соседнего двора. Признаюсь честно, он был воплощением моих представлений о скромном талантливом парне, который своим усердием и трудолюбием добился самого пика футбольной славы. Потому и больно так за нынешнее его состояние.
Однако ныть здесь о судьбе-злодейке и бедном парне Андрее Шевченко мне хочется меньше всего. Гораздо интереснее и важнее понять причины его трагедии, понять тонкости Шевченко-человека и Шевченко-футболиста. При этом отдавая себе отчёт в том, что реальный Андрей немало отличается от собственного медийного образа. И тем не менее.
…31 мая 2006 года Шевченко подписал контракт с "Челси", "Милан" получил за него 30 млн фунтов. Многие в тот момент сильно критиковали Андрея, называли его подкаблучником и алчным человеком. В Милане его и вовсе прокляли. Не сильно так и не откровенно, но прокляли. И итальянцев можно понять. Однако оценивать то событие не стоит так уж однозначно. Переход Андрея если и имел околофутбольные причины, то они были не единственными. Его проблемы в "Милане" тоже нельзя отрицать. Проблемы с мотивацией, прежде всего. В славном "красно-чёрном" клубе он выиграл всё, что возможно в клубном футболе, и ему надоело. В Лондоне же Абрамович создавал голодный до побед и богатый клуб с большим будущим. Хорошие отношения с Романом Аркадьевичем гарантировали ему, как тогда казалось, железное место в "старте". Ну и наверняка не обошлось без нашептываний дражайшей супруги в шикарной спальне. Впрочем, судить его за это в тот момент нельзя было, если вас самих хоть раз угораздило жениться.
Итак, переход в "Челси" на тот момент — я настаиваю на этом — не мог считаться ошибочным. Это был рискованный шаг, быть может, странный и непонятный болельщикам, но не ошибочный. В конце концов, не всё, что не понятно болельщикам, должно быть неправильным.
Другое дело — то, как Шевченко распорядился своими шансами в "Челси", как он проявил себя в клубе. В Лондоне Андрей превратился из форварда-киллера в тяжёлого и беспомощного медвежонка, которого обставляли на скорости все, кому не лень, из грозного Шевченко — в мужа Кристен Пазик. И вот это было самое обидное. Не то, что он переехал в "Челси", а то, что он там делал, как играл.
Конечно же, я не знаю из первых источников о подробностях его жизни и работы в Лондоне, а потому руководствуюсь только впечатлениями от игры, газетными сплетнями и столь же редкими, сколь и бесполезными, интервью самого Андрея. Но не понять того факта, что Шевченко перестал быть самим собой, невозможно. Он потерял твёрдость характера и лидерские качества. Он занизил высочайшую планку своих амбиций, он изменил себе.
Вот говорят, например, что Моуринью не любил Андрея, что он ему не доверял. И я склонен этому верить, глядя на то, как партнеры и сам Жозе холодно общались с ним во время матча. Но что тут необыкновенного для самого Шевченко? Разве не он в "Милане" добивался признания и пробивал стену равнодушия к своей персоне? Разве не он, 23-летний, подвигал на сторону незыблемые авторитеты "Милана"? Да до последних дней его пребывания в стане "россонери" тот же Мальдини и остальные "старики" его недолюбливали. И тем не менее это не помешало Шевченко стать лучшим.
Столь же несостоятельны скидки на то, что Пазик ему помешала реализовать себя в "Челси". Мол, опять слишком настойчиво шептала на ухо всякие глупости. Да настоящий мужик чихать должен на всякие нашёптывания, если знает, как и что делать! Пусть даже супер-пупер-мега-шмега модель тебе это говорит. Тысячу раз нет такому отношению к жёнам, любовницам и женщинам вообще! Не она же в футбол играет, а ты! Не она же пробивалась на футбольный Олимп из деревеньки под Киевом, а ты! Не ей же приходилось жилы рвать на тренировках, а тебе!
Главная причина не в Моуринью, не в зигзагах судьбы и не в Пазик (это всего лишь сонм сопровождающих причин, как маленькие болячки во время большой болезни), истинная ошибка в другом — в самом Андрее. Украинский талантище, достигнув всего, чего только мог, сам опустил себя с Олимпа, собственными руками. Он сам принимал решения, сам бросил вызов судьбе и сам выходил на поле боя. А не Пазик. И винить ему надо только себя. Винить — не значит посыпать голову пеплом, это значит — искать выход.
И выход этот не в отъезде в США. Боже упаси! Выход в новом вызове. Говорят, что Андрея не против купить "Интер" и "Ювентус". В "Интере" конкуренция огромна и жестока, а вот возрождающийся "Ювентус" подходит как нельзя кстати. И если осталось в голове у Андрея, того самого парня из киевского "Динамо", что раскидывал по сторонам игроков "Баварии" и "Барселоны", хоть немного былой трезвости мышления, то он вернётся в Серию А. И хорошо бы ему повезло. А то слишком несправедливо как-то получится.